Перейти к основному содержанию

1314 просмотров

Спасение или удавка? Эксперты обсудили роль госзаказов в СМИ

Фото: Олег Спивак

В рамках Медиа Курултая эксперты в области масс-медиа обсудили тему государственных заказов в СМИ. Несмотря на многолетнюю практику работы между государством и журналистами, до сих пор отсутствует система измерения эффективности затрат, финансирование для частных СМИ остается закрытым, считают эксперты, а в министерстве не исключают возможности в будущем пересмотреть механизм распределения госзаказов или вовсе их упразднить.   

«Несмотря на то, что мы занимаемся этой темой более 5 лет, по-прежнему считаем, что система недостаточно эффективна, недостаточно прозрачна, это советское наследие, от которого нужно избавляться», - высказала свою точку зрения директор правового медиа-центра Диана Окремова во время XI «Медиа Курултая». 

Но в распределении государственных заказов на размещение информации в СМИ появились и положительные изменения. 

«Появились правила, стало что-то более понятным, и появилась балльная оценка СМИ. Наконец, мы можем видеть, по каким критериям СМИ получают деньги. За 2018 год еще не все средства потрачены, но уже выдали около 40 млрд тенге. В прошлом году общая сумма составляла 54 млрд тенге. Традиционно большая часть госзаказа приходится на ЮКО, Алматы и Астану. Самые скромные аппетиты у Мангыстауской, Костанайской и Актюбинской областей – здесь меньше всего используют госзаказ», - отметила спикер. 

Но вопрос прозрачности финансирования частных СМИ государством остается открытым.

«В прошлом году мы сделали официальный запрос, чтобы узнать, сколько государство тратит на частные СМИ, потому что все, что касается государственных СМИ, известно. Но министерство решило отнести эти сведения к засекреченной информации. Это было для нас полнейшей неожиданностью. Мы не можем получить информацию кто именно и сколько денег получил. Мы проиграли суды всех инстанций. Здесь здравого смысла нет, есть чиновничья солидарность, поскольку суды зачастую поддерживают решения госорганов», - считает она. 

По ее словам, аргументация министерства заключается в том, что, если население будет знать, кто и сколько получает из бюджета денег, это будет снижать доверие к СМИ. 

«Что касается тенденции, то госзаказ увеличивается в регионах примерно на 1-2 млрд тенге. Госзаказ уходит в интернет, все больше получают сайты, люди и так далее. Самая плохая тенденция – непрозрачность процедур и закрытость информации. Если раньше я это называла лукавством со стороны министерства, то теперь это лицемерие. Когда министр одновременно говорит о том, что журналистика потеряла остроту и в это же время не делает ничего, чтобы не закрывался сайт Ratel.kz, скрывают сведения о бюджетных расходах и в это же время говорит о том, что нужно улучшать ситуацию с доступом к информации, мне кажется, это лицемерие. Если так продолжаться будет и дальше, увеличится пропасть между министерством и журналистами, СМИ, медиа-сообществом и населением Казахстана», - поделилась Диана Окремова. 

По ее словам, борьба продолжится, будут направлены обращения в бюро по правам человека ООН, поскольку нарушается базовая вещь – свобода доступа к информации.  

«5 лет назад у нас была голубая мечта - изменить систему, чтобы создать для медиа-рынка конкурентоспособную среду, честные условия для развития. С прошлого года мы поняли призрачность мечты. Теперь мы будем добиваться реализации права граждан на доступ к информации. Эта тема обществу не очень интересна. Люди в целом у нас недостаточно активны. Но когда министерство отказало, и мы начали судебный процесс, произошел интересный эффект – люди стали задавать вопрос, что же такого там секретного и что там нужно скрывать», - заключила спикер. 

В министерстве же позиция иная

«Официальная позиция министерства давно известна. Заявление Дианы, что мы заявляли, что это какая-то идеальная модель, мы такого заявления не делали. Я на общественных площадках говорил, что система и механизм выдачи госзаказа неидеален, требует усовершенствования, а может и вообще рассмотрения вопроса его целесообразности в сегодняшнем времени. Когда он внедрялся, была кризисная ситуация на медиа-рынке, необходимы были инвестиции и государственные вливания, это определенную роль сыграло в определенной степени, помогло. Сейчас другие задачи, условия, поэтому необходимо пересматривать его. Механизм должен развиваться, как и рынок», - отметил директор департамента государственной политики в области СМИ, Министерства информации и коммуникаций РК Бекзат Рахимов.  

По его словам, возможна новая финансовая модель распределения государственного заказа, модернизация существующей системы или вовсе отказ от госфинансирования. 

«Мы рассматриваем такую возможность, в том числе, чтобы и отказаться от госзаказов. Но единственное, что нас останавливает – закрытие СМИ. Это должно быть поэтапно, даже если отказываться от него, то в периоде 2-3-5 лет, когда идет переход на другую финансовую модель», - уточнил чиновник.  

В регионах по госзаказам прослеживается ряд трендов. Один из них – необъяснимые блокировки порталов  

«Что касается регионов, какого-то тренда конкретного нет. Есть большие объемы госзаказов, если обобщать, то они, действительно влияют на контент, уродуют. Статьи, хорошие или плохие, но в них прослеживается ощущение «должности хозяевам», которые платят - остается. Тренд – необъяснимые блокировки (порталов)», - отметила региональный консультант по вопросам медиа и бизнеса, Интерньюс-Казахстан Зарина Ахматова

Несмотря на продолжительную работу по государственным заказам, все еще нет системы оценки эффективности. 

«В госзаказе есть проблема отсутствие нормальной системы оценки эффективности. В регионах тратят деньги на публикацию позитивных материалов о развитии региона. Что это? Какие материалы? Как они повлияли на регион? Что изменилось у людей? Никто до сих пор не понимает, для чего нужен госзаказ, какие материалы должны появляться и что в головах людей менять», - задается Окремова. 

Механизм оценки эффективности уже разрабатывался. 

«Мы уже пытались разрабатывать систему оценки, в 2016 году ставился вопрос перед исследователями, каким образом замерять эффективность, и медиа-отрасль к этому не пришла. Мы тоже не видим четкого и ясного инструмента, который бы давал конкретную цифру или данные об эффективности вложений. Но мы над этим работаем», - отметил Рахимов. 


408 просмотров

Дорогое сырье подталкивает мясопереработчиков СКО к смене ценников

Мясопереработчик взялся за пересмотр смет из-за удорожания сырья

Фото: Shutterstock

Колбасы и полуфабрикаты от одного из крупнейших мясоперерабатывающих предприятий Северо-Казахстанской области могут подорожать в 2019 году. Мясопереработчик взялся за пересмотр смет из-за удорожания сырья, в том числе из-за непрогнозируемого роста цены на куриное мясо. Представители предприятия заявили, что готовы преподнести покупателям постновогодний неприятный сюрприз.

Предприниматели говорят, что во многом колебания стоимости мяса связаны с сезонным фактором. Летом, как правило, забой скота проводится неактивно и цены соответствующие, а осенью и зимой, наоборот, наступает хорошее время для оптовых закупок. А значит, можно строить планы. В этом году внезапное подорожание куриного мяса вносит дополнительные коррективы в расчеты. По данным регионального департамента статистики, только в ноябре мясо птицы в СКО стало дороже на 1,4%.

«Курица сейчас в цене подскочила очень сильно. А это важнейшее сырье. Мы мясо курицы в основном у местных производителей приобретаем, и оно слишком дорогое в настоящий момент», – отметила в комментариях СМИ инженер по стандартизации и качеству ТОО «Фрегат» Лариса Лосева.

В этом году нехватка и подорожание сырья заставили это североказахстанское предприятие, занимающееся производством колбасных изделий, полуфабрикатов и деликатесов, прибегнуть к кредиту. Завод почти два десятилетия работает в отрасли, и не первый раз вышеуказанные факторы заставляют использовать заемные средства, чтобы удержаться на плаву. Государство компанию поддержало, обеспечив гарантирование по кредиту в рамках программы «ДКБ-2020». 

«На эти средства мы приобретаем мясо, специи и другие ингредиенты. Помощью государства пользуемся только по мере необходимости. В основном своими силами стараемся преодолевать трудности. Но при возникновении таких скачков цен мы вынуждены использовать этот механизм поддержки», – говорит г-жа Лосева. 

Несмотря на то что предприятие закупает местное мясо, которое по стоимости, даже несмотря на всеобщий рост цены, ниже привозного, финансовых трудностей избежать не удается.

«Все мясо мы закупаем на месте. Но только одно лишь мясо в колбасы не положишь. Нужны специи, различные добавки, оболочка. В основном все это закупается за границей, в России. Если в Москве мы покупаем иностранные специи, то учитывается курс доллара и евро. Получается, как движутся евро, доллар и рубль, так и у нас колеблются цены», – объясняет принципы ценообразования инженер по стандартизации и качеству.

Казахстанские специи в продаже есть, но, по словам специалистов, по вкусовым качествам они пока далеки от импортных, например используемых компанией австрийских аналогов.

«На мясоперерабатывающем комплексе пробовали и российские специи, но там тоже пока не все идеально», – отмечает руководитель колбасного цеха ТОО «Фрегат» Роза Капезова

По ее словам, до нового года действующие цены на мясную продукцию удастся удержать, но в дальнейшем их придется корректировать. Так, СКО «Фрегат» является единственной на данный момент компанией, производящей колбасу халал. Спрос на продукт велик как в Казахстане, так и в соседних регионах России. Но и эти колбасные изделия тоже станут дороже.

«Если мы будем цену сдерживать, в дальнейшем нам же будет тяжело. В данный момент продукция халал реализуется по 1350–1500 тенге. А говядина ведь подорожала. Сегодня это мясо высшего сорта оптом – 1200 тенге. А в прошлом году цена на нее была 950 тенге. Разница чувствительная», – поясняет г-жа Капезова. 

Только в Петропавловске насчитывается порядка 20 мясоперерабатывающих предприятий. По стоимости их продукция, как правило, выше привозной. В начале текущего года в областном акимате работу колбасных цехов региона подвергли критике за то, что местные заводы не могут в полной мере насытить рынок, уступая импорту. Причем, как показывают последние данные, далеко не всегда качественному.

Так, в департаменте охраны общественного здоровья СКО в ходе ноябрьского брифинга констатировали, что далеко не всей этой продукции можно доверять. По словам руководителя ведомства Серикбая Касмакасова, в результате проверок выяснилось, что наибольшее количество несоответствующей нормам продукции – свыше 92% – пришлось на долю импортных товаров из России, Китая, Турции, Франции, Польши, Кыргызстана, Украины и так далее. В 8% случаев претензии возникли к отечественным товарам.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Подходит к концу 2018 год. Какие события, произошедшие в Казахстане, на Ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на текущее состоянии экономики?

Варианты

1012SledProdkursiv.kz.jpg

123.gif

Цифра дня

37 276
Нурсултанов
родились в Казахстане за 27 лет независимости

Цитата дня

Трудность настоящего лидера заключается в том, что ты вперед смотрящий. Ты - ведущий, а не ведомый. Ты ведешь. Так куда ты ведешь, ты должен же это знать? Конечно, есть много советников, есть помощники, которые «подносят снаряды», пишут, анализируют и так далее. Но тебе надо принять решение, они не отвечают за то, что написали. Президенту надо принять решение и отвечать за это решение. В этом есть одиночество президента. Ты один здесь сидишь и работаешь

Нурсултан Назарбаев
президент РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank